В соответствии с положениями Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ (с изменениями на 04.04.2020)
С 28 марта 2020 г. временно предписано приостановить:
Работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов. Данное ограничение не распространяется на столовые, буфеты, кафе и иные предприятия питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций.
Работу объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Работу салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Посещение гражданами территорий общегородского значения - Выставки достижений народного хозяйства, Центрального парка культуры и отдыха имени М.Горького, Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», музеязаповедника «Коломенское», парка «Зарядье», музея-усадьбы «Кусково», парка культуры и отдыха «Сокольники».
В Москве с 26 марта 2020 г. вводится режим самоизоляции для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении 2 к данному указу, прибывших из стран (список приведен в п. 6.2. Указа) и совместно проживающих с ними. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 10.3. Указа граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе места работы), которая не приостановлена, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Кроме того, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сферах, в отношении которых решениями Президента Российской Федерации и (или) указом Мэра Москвы не был установлен запрет на их посещение гражданами, предписано обеспечить принятие решений об установлении численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам):
Таким образом, если деятельность организации не приостановлена и необходимо их непосредственное участие в обеспечении непрерывных технологических и иных процессов, необходимых для обеспечения функционирования таких организаций, то при наличии соответствующего приказа по организации и справки сотрудник может следовать ездить на работу.
Кроме того, в электронном виде необходимо представить сведения о количестве работников, в отношении которых были приняты данные решения (без персональных данных), в том числе о видах осуществляемой деятельности и месте ее осуществления (с указанием соответствующего кода адреса из Федеральной информационной адресной системы), на адрес электронной почты organization_size@mos.ru по форме согласно приложению 3 к данному указу. Консультации по вопросам представления указанных сведений осуществляются по телефону +7 495 870-72-98.
Закон города Москвы №6 от 01.04.2020 О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»
Согласно статье 3.18.1. неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами
Невыполнение гражданами требований направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей. Совершение данного правонарушения с использованием транспортного средства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей. При этом могут задержать транспортное средство и направить его на штраф-стоянку.
Исходя из буквального толкования указанной нормы, нарушить режим могут не только граждане на режиме самоизоляции, но и любые другие группы граждан, в т.ч. в результате нахождение без разрешенной цели на улице. По предварительной информации первоначально было дано указание ограничиваться предупреждениями, но исключить ситуацию, что сразу м.б. применен штраф или осуществлено изъятие транспортного средства полностью нельзя.
Повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 236 УК РФ нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, или когда, создана угроза наступления таких последствий наказывается следующим образом:
Помимо этого, повышенная ответственность введена за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если оно повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц. Наказываться такие действия будут принудительными работами (от 4 до 5 лет) или лишением свободы (от 5 до 7 лет).
Также УК РФ дополнен ст. 207.1, которая устанавливает ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от этих обстоятельств. Такими обстоятельствами, согласно примечанию, признаются ЧС природного, техногенного, в том числе экологического характера, эпидемии, эпизоотии, аварии, катастрофы и т. д., повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года или ограничения свободы на срок до 3 лет.
Кроме того, ст. 207.2 устанавливает ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека. Наказание за данное деяние установлено в виде штрафа от 700 тыс. до 1,5 млн руб. или в размере зарплаты осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо принудительных работ на срок до 3 лет, либо лишения свободы на тот же срок. Более строгая ответственность предусмотрена за такие действия, повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия, максимальное наказание за которые предусмотрено до 5 лет лишения свободы.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что по договорам аренды, заключенным до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности, в течение 30 дней со дня обращения арендатора, арендодатель обязан предусмотреть отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренную в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации. На текущий момент соответствующее постановление Правительства РФ отсутствует.
Размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества может быть изменен по соглашению сторон. Вместе с тем, стороны договора и так могут в любой момент его изменять, так что не совсем ясно, зачем было введено данное положение Закона.
Арендаторы вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации. Однако Закон не содержит критерии позволяющие определить насколько должна быть снижена арендная плата.
Можно сделать вывод, что если арендатор и арендодатель не договорятся об условиях снижения, то только суд на основании внутреннего убеждения будет определять справедливый размер уменьшения.
По обращениям организаций, осуществляющих виды деятельности в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной деятельности, организации досуга и социально-воспитательной работы с населением, такие организации освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, на срок временного приостановления деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы).
По обращениям организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления гостиничных услуг, услуг в сфере общественного питания, туризма, таким организациям предоставляется отсрочка внесения арендной платы за апрель, май, июнь 2020 года по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с предельным сроком оплаты 31 декабря 2020 г.
Согласно Федеральному закону от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации":
a) Правительству РФ переданы полномочия издавать нормативные акты в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно):
b) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2020 №212-ПП О введении режима повышенной готовности" Правительство Москвы постановило:
c) С 2021 введен налог на вклады на сумму выше 1 миллиона рублей (по всем вкладам во всех банках, находящихся на территории РФ).
Не учитываются доходы, если процентная ставка по вкладам в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу. Если доходы, по вкладам номинированы в иностранной валюте, такие доходы пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения дохода.
d) С 1 апреля 2020 г. субъекты малого и среднего предпринимательства, внесенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, могут применять пониженные ставки. Но снижение касается только выплат физлицам, превышающих минимальный размер оплаты труда, определяемым по итогам каждого календарного месяца.
База для начисления страховых взносов | Ставка взносов в ПФР, в пределах лимита | Ставка взносов в ФСС | Ставка взносов в ФОМС |
---|---|---|---|
Выплаты в пользу физлиц, не превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца | 22 % | 2,9 % | 5,1 % |
Выплаты в пользу физлиц, превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца | 10 % | - | 5 % |
e) Кроме того, для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства, начиная с 2021 года, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:
f) Кроме того, 2 апреля Президент РФ подписал Указ № 239 и продлил нерабочие дни до 30 апреля. Таким образом, сроки уплаты налогов и взносов, которые должны были быть оплачены в апреле перенесены на новый срок - 6 мая.
В соответствии с положениями, предусмотренными п. 3. ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
До недавнего времени споров в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) было достаточно немного и в основном они были связаны с внешнеторговыми контрактами. На практике, органом, подтверждающим наличие форс-мажорных обстоятельств являются торгово-промышленные палаты.
Сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах Торгово-промышленная палата России выдает только по внешнеторговым контрактам. В остальных случаях предпринимателям необходимо обращаться в торгово-промышленную палату своего региона.
Согласно разъяснений Минэкономразвития от 27.03.2020 услуги по выдаче сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах стали бесплатными для всех форм организации и предприятий с 26 марта 2020 г. Торгово-промышленная палата России и региональные подразделения начинают осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров на бесплатной основе. Ранее стоимость этой услуги по каждому договору составляла порядка 13 тыс. рублей.
Обращаем внимание, что признание определенного обстоятельства форс–мажорным, позволяет освободить контрагента от гражданско-правовой ответственности, например, в виде уплаты неустойки (штрафа, пени).
Что же касается самого обязательства, то в соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года №7 наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Если кредитор вследствие просрочки должника утратил интерес в исполнении должником обязательства, то он вправе в одностороннем порядке отказаться от договора. При этом должник в силу форс-мажора не будет отвечать за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательства.
Как разъясняет ТПП Москвы:
«в соответствии с законом и со сложившейся судебной практикой к обстоятельствам непреодолимой силы не могут быть отнесены предпринимательские риски, в частности, ухудшение экономического состояния предприятия, финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты. Если запретительные меры государства, вызванные эпидемией коронавируса, напрямую не связаны с неисполнением обязательств в срок, например, в ситуации с обязательствами по арендным платежам, то в выдаче сертификата о форс-мажоре будет отказано.
В свою очередь запрет на проведение выставок и общественных мероприятий является форс-мажором».
В любом случае считаем, что судебной практике по данному вопросу еще только предстоит сформироваться.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» дополнен статьей 9.1. «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве». В ней предусмотрено следующее, Правительство РФ вправе вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве не определенный срок.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении следующих должников:
а) организации и индивидуальные предприниматели, код ОКВЭД которых (по состоянию на 1 марта 2020 г.) указан в списке отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, данный список размещается на сайте ФНС РФ.
б) организации, включенные в перечень системообразующих организаций или в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.
Заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, а также поданные до даты введения моратория, вопрос о принятии которых не был решен арбитражным судом к дате введения моратория, подлежат возвращению арбитражным судом.
Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, внесенное в ЕФРСБ в период действия моратория, не подлежит размещению.
Исходя из отсутствия соответствующих ограничений, заявления должников о собственном банкротстве будут рассматриваться судами.
На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется:
В делах о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся:
В течение срока действия моратория по решению арбитражного управляющего проводятся собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника, в том числе того, на кого он не распространяется, в форме заочного голосования.
Под «кредитными каникулами» понимается приостановление исполнения заёмщиком обязательств по кредитному договору, либо уменьшение размера платежей в течение льготного периода (кредитных каникул).
Согласно принятому закону, граждане и субъекты малого и среднего предпринимательства, взявшие потребительский или ипотечный кредит, смогут в течение срока действия кредитного договора, но не позднее 30 сентября 2020 г. обратиться за «кредитными каникулами» на срок до полугода. Максимальный размер кредита, по которому возможно установление «кредитных каникул» устанавливается Правительством Российской Федерации.
Изменение условий кредитного договора с физическом лицом, предусматривающее установление «кредитных каникул», допускается при единовременном соблюдении следующих условий:
Документы, подтверждающими снижение дохода заёмщика-физического лица могут являться:
Если заёмщик – субъект малого и среднего предпринимательства, установление «кредитных каникул» допускается в случае если заёмщик осуществляет деятельность в отраслях, определенных Правительством РФ.
В течение кредитных каникул не допускается:
Если в течение 10 дней после направления требования об установлении «кредитных каникул» уведомление (об удовлетворении требований, либо об отказе в удовлетворении) от кредитора, «кредитные каникулы» считаются установленными со дня направления требования кредитору.
При этом, согласно информации, опубликованной на сайте Центрального Банка РФ (https://cbr.ru/press/pr/?file=03042020_132700if2020-04-03T13_25_36.htm) Банк России исходит из того, что обязательства по финансовым сделкам, срок исполнения которых приходится на нерабочие дни, должны исполняться должниками в срок, предусмотренный договором.
С уважением,
Коллектив «Консалтинговой Компании «КомЮнити»